среда, 21 марта 2012 г.

Речевая самооборона


Речевая самооборона

Лучший способ защиты - не всегда нападение. С достоинством выйти из конфликтной ситуации можно,  искуссно орудуя... словами.

Выходи, оппонент, на словесный бой

Не секрет, что порой слова ранят больнее пули, вылетая с той же скоростью. Причем ситуация, где вежливость воспринимается как слабость, проявляется не только в быту, но и в бизнесе: пока идет борьба бульдогов под ковром, оттуда порой раздается и рычание, и яростный лай. И если слова - то же оружие, надо уметь им владеть и от него же защищаться.

Как и в любом виде состязания, для освоения навыков словесного боя есть свои учителя. Таков, в частности, бизнес-эксперт Руслан Хоменко, выступивший на днях в Казани при содействии Ассоциации выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров Республики Татарстан (Ассоциация постоянный организатор бизнес-тренингов - прим.авт.). В регалиях Хоменко числятся: профессиональный тренер, руководитель Поволжской Школы Ораторского Мастерства (Тольятти, Казань, Самара), ведущий тренер-лицензиат Университета Риторики и Ораторского Мастерства (Москва), предприниматель с опытом собственного дела более 15 лет.

Ранят не слова, а интонация

За основу тренинга, поделился Хоменко, взято боевое искусство айкидо (основатель О'Cэнсэй Морихей Уесиба - прим.авт.). Главный посыл - сохранить спокойствие самому и внушить его тому, кто нападает. В этом единоборстве, напомнил тренер, вы в ответе за того, кто вас атакует. В словесном поединке, по убеждению Руслана Хоменко, ранят не слова, а интонация, с которой они произнесены, используемые при этом мимика, жесты, скорость. Все это вместе - грозное оружие, которое, при умелом обращении, сражает соперника наповал.

К примеру, что мы отвечаем на фразу: "Ты - дурак!". Самый популярный ответ: "Сам такой!". Между тем вывести из равновесия противника, выкрикнувшего в ваш адрес неприятное слово, можно фразой: "На какие факты вы при этом опираетесь?" Действительно, чем докажешь, господин хороший?

Любое нападение таит в себе стремление вывести оппонента из равновесия, показать свое преимущество, добиться результатов - человеком в такой ситуации легче управлять. А тут вы со своим  требованием фактов - и обескураженный противник терпит неудачу. Конечно, он может что-то сказать в ответ, но понадобится пауза (для обдумывания ответа - прим.авт.) и вам она явно пойдет на пользу - есть время что-то предпринять или придумать свою достойную реплику-пощечину.

Центр притяжения боли

Как правило, при словесной обиде некая тяжесть приходится на области сердца, груди, желудка - что-то неприятно тянет, где-то першит… И не случайно. Руслан Хоменко обозначает три центра испытываемой при обидных словах боли - эмоциональный, рациональный и физический. Физический, по словам тренера, находится чуть ниже пупка (и о нем всегда нужно помнить - прим.авт.). Рациональный приходится на голову, эмоциональный - там, куда вы при обидных словах прикладываете руку - схватываетесь за сердце, тянет в груди, тяжесть в области желудка.

Кстати, при словесных поединках правдой становится тот факт, что "все болезни от нервов" - конфликт вроде себя исчерпал, а осадок неприятный остался. И он гложет, копится, оседает, а со временем превращается в опухоли и всевозможные болячки. При такой борьбе стоит быть очень острожным, дабы не заработать себе болезнь на всю оставшуюся жизнь. Для кого-то словесный выпад - эмоциональная разгрузка - покричал и на душе спокойнее стало. Для других - желание вывести противника из равновесия: над таким выпадом долго думают, его планируют, а иногда и стратегию вырабатывают.

В четырех шагах от победы

Словесный поединок, а точнее, уход от него заключается в четырех шагах.

На первом нужно обнаружить нападение, выявить манипуляцию, направленную на/против вас. Руслан Хоменко обозначает этот шаг четырьмя буквами - STOP. Надо остановиться и задать себе вопрос: а что я могу сделать.

Второй шаг - сохранить состояние спокойного присутствия - СССП, то есть внешнее самообладание.

Третий - амортизация (пауза - прим.авт.). Тренер отмечает, что не нужно отвечать на нападение сразу - человек, который спокоен, как правило, нетороплив.

Четвертый шаг заключается в непосредственном приеме речевой самообороны - отражении нападения.  На предстоящем тренинге в конце марта Руслан Хоменко обещает раскрыть порядка 30 таких приемов - на любой случай жизни.

ЗапоЗЛИть врага

От неверного поведения при конфликте на словах убережет знание нескольких истин.
  • Не забывать делать паузу перед ответом - "амортизация" повышает значимость приема.
  • Реагировать на выпад: не реагирование в ответ на то, что зацепило - основная ошибка.
  • Не использовать долгие оправдания в духе "потому что это не я, так вышло, я не виноват" - ваше оправдание делает соперника сильнее.
  • Не командовать, употребляя "заткнись, замолчи, прекрати, успокойся" - распаляет противника еще больше.
  • Не смотреть вниз - такой взгляд - взгляд побежденного, сдавшего на милость более уверенного человека.
  • Не использовать в своих ответах каверзные слова из нападения - "дурак, идиот".
Еще одно "не" заключается в том, чтобы не совершать встречное нападение - речевую самооборону, отмечает Руслан Хоменко, определяет слово "ЗЛИ". Его автор расшифровывает как: "забота, интерес, любопытство". Разумеется, к противнику. А уж если услышали в свой адрес: "Ты дурак!", то попробуйте для разнообразия ответить не "сам дурак" или "сам такой", а поинтересоваться: "А это плохо или хорошо?". Не факт, что победа будет быстрой, но оппонент точно призадумается. Только не забывайте, что ваш ответ должен содержать не только слова или фразы, но и нужную интонацию.

Удачных вам словесных баталий!

Комментариев нет:

Отправить комментарий